08.06.2015

пропаноборСжиженныый нефтяной газ- СНГ- так называют коммерческую смесь пропан-бутана, получаемую после переработки сырой нефти, из побочных нефтепродуктов или из природного газа.

СНГ дает высококачественную энергию и используется в жилищной сфере, в промышленности, в ремесленной и сельскохозяйственной отраслях, а также в автомобильной промышленности.

СНГ является отличным топливом для двигателей, обладает повышенной антидетонационной способностью, позволяет сохранить мощность, приближающуюся к мощности двигателей, работающих на бензине, имеет большую отдачу по расходу и менее токсичные выхлопные газы по сравнению с другими видами топлива.

Особенностью СНГ является способность растворять смазку, масло, красители, а также деформация природного каучука. По этой причине гибкие шланги, входящие в состав системы для автомобилей, выполнены из синтетического материала соответствующего качества, совместимого с СНГ.

Техническая операция по замене горючего (в данном случае с бензина на газ), называется конверсией.

Конверсия состоит в установке дополнительной цепи прохождения газа (пропан-бутана) параллельно с первоначальной цепью прохождения бензина.

Конверсия на СНГ автомобиля, работающего на бензине, не подразумевает изменение двигателя, а только дополнительный монтаж специального оборудования.

1. Заправочный узел

2. Герметичная коробка мультиклапана

3. Баллон СНГ

4. Переключатель газ/бензин

5. Электроклапан СНГ

6. Редуктор-испаритель СНГ

СНГ подается из баллона (3), и проходя по трубопроводу высокого давления, поступает в редуктор-испаритель (6).

Подача СНГ регулируется электроклапаном (5), который остается закрытым, когда двигатель выключен или работает на бензине.

Внутри редуктора-испарителя (6) СНГ переходит из жидкого состояния в газообразное.

Энергия, необходимая для перехода СНГ в газообразное состояние, обеспечивается горячей водой, поступающей из системы охлаждения двигателя.

Газообразный СНГ после понижения давления всасывается по соединительной трубке смесителем, выполняющим функцию дозатора расхода газа пропорционально расходу воздуха, всасываемого двигателем.

Монтаж системы СНГ на автомобиль требует опыта и ответственности.

Выполнение операций без надлежащей осторожности из-за некомпетентности, небрежности или несоблюдая действующие нормативы, может привести к чрезвычайно ОПАСНЫМ ситуациям. Следовательно важно, чтобы монтажник был знаком со свойствами СНГ, хорошо знал все комплектующие системы и следовательно мог правильно выполнить их монтаж и техническое обслужиавние.

Газовые баллоны для СНГ

Баллоны изготавливаются из высококачественной стали, обычно из 3-х частей (два днища и цилиндр) соединенных друг с другом сварной дугой под флюсом.

Обычно баллоны производятся партиями по 100 штук, оснащаются заводской табличкой с указанием наименования производителя, даты изготовления, прохождения испытания, номинальной емкости, а также номера тех. паспорта.

Баллоны подвергаются индивидуальному внутреннему гидравлическому испытанию под далением 45 Bar. Это давление удерживается в течение 1 мин, в течение которой не должно быть обнаружено вздутий, утечек и просачиваний или растяжек.

После вышеописанного испытания на одном баллоне, выбираемом в качестве образца из 100 штук, составляющих партию, оператором, проводящим испытание, производится гидравлическое испытание вплоть до разрыва (испытание на разрыв).

На каждый баллон выдается сертификат испытания, действительный в течение 10 лет. Этот сертификат должен сопровождать баллон в течение всего периода его действия вплоть до истечения этого срока.

Баллоны изготавливаются с разными диаметрами и разной длины с тем, чтобы для каждой модели автомобиля можно было подобрать надлежащий баллон. Следовательно емкость баллонов варьирует в зависимости от их размеров.

Согласно нормативу баллон не должен заправляться более чем на 80% от его общей емкости. Ограничение 80% обеспечивает безопасное использование баллона также в случае повышения температуры. Неправильная заправка с превышением 80% ведет к возникновению опасных ситуаций.

Баллон должен быть установлен в прочно зафиксированном состоянии внутри автомобиля и располагаться в пространстве, отделенном от пассажирского салона автомобиля. Баллон должен быть оснащен герметичной клапанной коробкой, сообщающейся с внешней средой.

Вентиляция обеспечивается двумя внешними вентиляционными соплами, соединенными с клапанной коробкой и направленные таким образом, чтобы в одно сопло воздух входил, а из другого выходил.

Пространство, в котором устанавливается баллон, также должно быть оснащено двумя незасоряемыми воздухозаборными соплами или вантузами, расположенными в самой нижней части этого пространства. Передняя (внешняя) перекладина, покрытая изоляционным материалом должна располагаться выше нижней опорной поверхности баллона. Вместо перекладин могут быть использованы сборные седла или гнезда, прикрепляемые таким же образом, что и перекладины.

Два стальных хомута прочно фиксируют заднюю часть баллона. Кроме того эти хомуты должны быть покрыты изоляционным материалом. Хомуты устанавливаются под натяжением для обеспечения неподвижности баллона, прочно прикрепленного к самим хомутам, соединенным между собой перекладиной.

Баллоны оснащаются стандартным фланцем, на который устанавливается мультиклапан, позволяющий осуществить заправку и скачку СНГ из баллона. Мультиклапан ограничивает емкость баллона, блокируя подачу по достижении 80% от действительной емкости баллона, блокирует возврат жидкости в случае случайного разрыва трубопровода, идущего на двигатель. Кроме того по индикатору уровня на мультиклапане можно проверить, на сколько процентов от емкости заполнен баллон.

Для правильного функционирования мультиклапана необходимо, чтобы диаметр и угол наклона баллона полностью соответствовали диаметру и углу наклона самого мультиклапана. В момент первой заправки обязанностью монтажника является проверка надлежащего функционирования мультиклапана, в частности что касается степени заполнения.

Мультиклапан

Мультиклапан является компонентом системы СНГ. Он устанавливается на баллон и включает в себя единый узел устройств для заправки топлива и индиактор уровня. Мультиклапан производится в нескольких версиях для установки под углом 0, 30 и 90 градусов по отношению к горизонтальной поверхности и может иметь различные размеры для установки на различные баллоны, имеющиеся на рынке.

Мультиклапан состоит из ручного вентиля на заправочном отверстии (1), стопорного клапана, срабатывающего по достижении максимального допустимого уровня заправки (2), обратных клапанов (12-17), препятствующих возможным утечкам газа.

В узле мультиклапана располагаются градуированный циферблат (6) и индикатор (16), оба устройства видны через прозрачное стекло. Постоянный магнит (11), располагающийся в корпусе мультиклапана, отделен от циферблата металлической пластинкой (20), являющейся неотъемлимой частью основного корпуса. В процессе заправки поплавок (15), выталкиваемый жидкостью, всплывает наверх и поворачивает при помощи зубчатого колеса (14), соединенного с зубчатой передачей (19), постоянный магнит (11), который устанавливается в различные положения в зависимости от объема жидкости, содержащейся в балоне. Магнит (11) перемещает индикатор (16) посредством пластинки (20) благодаря известному свойству притяжения магнитов, категорически исключая возможность утечек газа.

Мультиклапан прикрепляется к гайке баллона при помощи винтов, и между баллоном и корпусом мультиклапана устанавливается резиновое уплотнение (21).

Мультиклапан заключен в герметическую коробку, изолирующую его от пространства, в котором размещается баллон.

Трубки высокого давления

Трубки обычно выполняются из обожженой меди и расчитаны на максимальное рабочее давление 45 Bar. Могут быть изогнуты в любом направлении при помощи специальных инструментов. Трубки соединяют баллон с электроклапаном газа, и электроклапан с редуктором.

Трубка, которая идет от баллона на газовый электроклапан, должна быть закреплена на дне кузова вдали от выхлопной трубы и от ребер жесткости кузова.

Все соединения, подверженные вибрациям, должны быть выполнены сильфоном или упругой спиралью.

Электроклапан СНГ

Электроклапан газа является электромагнитным устройством, препятствующим проходу газа, когда двигатель остановлен или когда он работает на бензине.

СНГ в жидком состоянии из баллона поступает в отстойную камеру (2), расположенную в ванночке (4), соединенной с корпусом электроклапана (5) при помощи болта (1). Отсюда жидкость поступает в камеру (11), проходит через фильтр (3) и, проходя через отверстие (10), поступает в верхнюю часть электроклапана, в которой находится электромагнит, управляющий открыванием выходного жерла.

Когда ключ зажигания не вставлен в гнездо, или же когда переключатель находится в положении "бензин", катушка (6) развозбуждена и не оказывает притяжения на клапан (9), который при толчке пружины (7), закрывает отверстие прохода СНГ.

Если электропроводка замыкается, ток образует электромагнитное поле, мощность которого заставляет сработать клапан, который притягивается полюсом (8), открывая жерло для прохода СНГ в редуктор.

   

Электроклапан бензина

Электроклапан бензина является электромагнитным устройством, устанавливаемым на трубке бензина между насосом АС и карбюратором, и препятствует проходу бензина, когда двигатель работает на СНГ.

Бензин, подаваемый насосом AC, поступает в электроклапан через патрубок (6), проходит через центральное отверстие клапана (3) и выходит через отверстие (1). Когда ключ зажигания вынут из гнезда, или когда переключатель стоит в положении <газ>, клапан (3) под давлением пружины (5) перекрывает подачу бензина.

Вставляя ключ зажигания в гнездо при переключателе в положение "бензин", происходит возбуждение катушки (4), которая создает электромагнитное поле, сила которого воздействует на клапан (3), который притягивается полюсом (6), открывая проход бензина.

   

Редуктор-испаритель

Редуктор-испаритель осуществляет преобразование СНГ из жидкого состояния в газообразное. В сущности речь идет о коробке, разделенной на секции специальными мембранами.

Сокращение давления, которое осуществляется в камере 1-ой ступени (В), ведет к значительному понижению температуры.

Тепло, необходимое для перехода жидкого СНГ в газообразное состояние, обеспечивается горячей водой, циркулирующей в редукторе-испарителе, поступающей из системы охлаждения двигателя.

СНГ в жидком состоянии, поступая из электроклапана газа, и выталкиваемый давлением в баллоне проходит по трубке подачи (1) и поступает в камеру 1-ой ступени редуцирования (2), в которой его давление понижается примерно до 0,45-0,65 бар. Данное понижение давления получается благодаря давлению, оказываемому газом на мембрану (4), соединенную с рычагом (6), закрывающим жерло подачи (3).

Действительно, когда давление внутри камеры (7) превышает заданное значение, мембрана (4) преодолевает усилие пружины регуляции (8) и увлекает за собой рычаг (6), на конце которого находится пластинка (5), закрывающая жерло (3). Для компенсации потери тепла из-за расширения газа в камере (2), полностью окружающей камеру (7), пропускается циркуляция горячей воды из системы охлаждения двигателя.

Проходя через отверстие (13), СНГ попадает в камеру 2-ой ступени (16), регулируемой пластинкой (14). Эта камера соединена со смесителем, расположенным на карбюраторе и действует под воздействием вакуума, создаваемого двигателем. Мембрана (17) под воздействием вакуума перемещается внутрь редуктора, увлекая за собой коромысло (15), в котором установлена пластинка (14), открывая таким образом проход газа из 1-ой ступени во 2-ую.

При повышении вакуума в смесителе он мгновенно передается в камеру (16), и мембрана (17) при более сильном вакууме открывает больший проход газа через отверстие (13).

Если же вакуум в смесителе понижается, образуется контрдавление на мембрану (17), которая, перемещая коромысло (15), сокращает проход газа.

В проходе между первой и второй ступенями установлен электроклапан, выполняющий функцию блокировки потока газа, когда двигатель выключен или работает на бензине. В таком состоянии бобина (12) развозбуждена и не оказывает никакого притяжения на подвижный сердечник (10), с которым соединена пластинка (9), поэтому сила, оказываемая пружиной (11), обеспечивает идеальное закрывание пластинки (9) в гнезде клапана, препятствуя проходу газа.

Когда питание двигателя переключается с бензина на газ, катушка (12) возбуждается, и создаваемое электромагнитное поле притягивает подвижный сердечник (10), открывая проход газа на вторую ступень.

Смесители

Смеситель является компонентом системы СНГ, выполняющий функцию смешивания и дозирования топлива в пропорции с всасываемым воздухом для обеспечения правильного питания двигателя.

Смеситель соединен с редуктором посредством газовой трубки и оснащен регулятором дозирования. Смеситель является самым настоящим карбюратором, важность которого очевидна как с точки зрения всей конструкции в целом, так и с точки зрения его правильной установки в системе СНГ.

Учитывая современный уровень специализации и функционирования, достигнутый автомобильной промышленностью, очевидно непрерывное совершенствование и обновление моделей смесителей, с тем чтобы приспособить их к требованиям и характеристикам как новых двигателей, так и новых карбюраторов, постоянно поступающих на рынок.

На практике для каждого типа транспортного средства существует специфическая модель смесителя.

Рассматривая функционирование смесителей, их характеристики и их установку, смесители могут быть подразделены на две группы.

К первой группе относятся:

  • Смесители, устанавливаемые в верхней части карбюратора;
  • Смесители-проставки, которые обычно устанавливаются под карбюратором;

Ко второй группе относятся:

  • Врезные смесители, состоящие из трубки, врезанной в карбюратор;
  • Вилкообразная система, состоящая из трубок, которые вставляются в карбюратор без сверления.